Строительство города...

постройка города...Строительство города... Летопись создания города вобрала основные черты градостроительной практики послевоенного этапа и являет собой образчик сооружения города при градообразующем предприятии - Сибирском химическом комбинате, когда развивающееся производство диктовало долговязые темпы развития города, за кратковременный срок вымахнувшего среди болот и тайги. В создании города участвовало огромное число людей – неодинаковых национальностей, социальной принадлежности. В домах, улицах, площадях города, его индустриальных и жилых объектах – труд заключенных, военных, строителей. беззаветным трудом первостроителей был сооружен город Северск и Сибирский химический комбинат, градообразующее предприятие города, припершее царственным звеном в производстве мощного оборонительного ядерного оружия, защитившего палестину в стадия «холодной войны». I.ПЕРВЫЕ ГОДЫ сооружения (1949 – 1954 г.г.) рекомендация Министров СССР зачислил постановление № 1252-443 о создании вблизи г. Томска комбината по производству высокообогащенного урана-235 и плутония. свежеиспеченный индустриальный комплекс (в предбудущем – Сибирский химический комбинат) первоначально был зашифрован как . К месту размещения столь масштабного ядерно-энергетического комплекса выдвигались существенные требования: удаленность от европейской части стороны для безопасности от воздушных нападений потенциальных противников, приязнь вблизи комплекса крупного родника сравнительно безупречной и прохладной воды для охлаждения вкалывающего оборудования, наличие транспортных связей с индустриальными фокусами стороны, наличность отвечающих производственным требованиям сейсмических, геологических, гидрологических обстоятельств, обеспечение сырьевыми резервами для производства строительных материалов, нахождение вблизи крупного образовательного фокуса для подготовки кадров. Площадка под Томском отлично подходила по всем вышеперечисленным обстоятельствам. Возведение комбината под Томском было поручено , уже владевшему успешный эксперимент подобных строек. , получившего раскрытое наименование "п/я № 5" (в предбудущем СП ОАО "Химстрой"). Уполномоченным Главпромстроя по организации сооружения был назначен подполковник В.И. Куртов. Для детальной проработки спросов, согласования деяний и объема помощи местной власти сооружению была сформирована бригада полномочных специалистов Главпромстроя и во главе с заместителем шефа Главпромстроя полковником С.И. Погарским. Организация сооружения начиналась в тяжких обстоятельствах при отсутствии производственной базы, вещественных ресурсов, жилья, рабочей силы, кадров, специалистов, бездорожья. На подведомственных Главпромстрою объектах в экстренном режиме подбирались шефы служб и отделов формируемого Управления сооружения и спешно командировались для организации работ на новой стройке: прибывают первые группы специалистов, перебрасываются два военно-строительных батальона, приказом министра внутренних задевал СССР организуются исправительно- трудовые лагеря первой категории, кои получили наименование “Управление ГХ -5”. (до этого сидевший патроном сооружения КБ-11 в 1946-1948 гг., впоследствии голова сооружения комбината № 813, шеф главного монтажного управления Минсредмаша), какой прибывает сообща со своими заместителями - Г.М. Бородовым Н.А Гридневым (по оперативной работе) в мае 1949 года. Уже с 1 июня 1949 года в структуре управления сооружения были образованы строительные районы, хватит внятно означившие задачи, норов, точка своей деятельности. С первых дней сооружения одной из первостатейных задач стало возведение жилья для прибывающих специалистов, размещение предельного числа людей, ездивших на постройка. перло уплотнение съемщиков, обладавших квартиры в поселке Чекист, селе Иглаково, деревне Белобородово. Ремонтировались дома, зачисленные от ИТЛ “А”. Собирались временные фанерные и щитовые бараки, образовывая поселки строителей. Для выполнения работ по обустройству и восстановлению жилья был образован особенный строительный участок, вскоре реорганизованный в 4-й строительный зона, какой с мая 1949 года возглавил капитан В.И. Мизненко . продолжительные годы этот строительный зона оставался основным застройщиком города. Для сооружения заводского поселка отводилась территория Иглаковской лесной дачи, предельная доля коей была окутана лесом и заболочена. Прокладка лежневых, гравийных и железнодорожных дорог была признана одной из первоочередных задач итого сооружения. Когда прорубали первые просеки под предбудущие улицы города, впоследствии прозванные улицами Лесная, Комсомольская, Первомайская, то работники буквально утопали в грязи. А материалы и инструменты можно было подвезти токмо по особливо сооруженным лежневым стезям, кои были тогда один-единственными нитями, скручивающими строительные площадки со строями, лесопилкой, карьерами. Это нехитрое сооружение, заключавшееся из бревенчатого настила, окутанного досками, скрепленное штырями и для прочности опоясанное толстомясой проволокой, именовали первостроители “дорогой жизни”. Под тяжестью грузов она проседала, а поток автотранспорта по этакий стезе мог шевелиться токмо в одном течении, для разъездов строили особые площадки. Помимо лежневки, велось постройка грунтовых дорог, припорошенных гравием и шлаком. Рубка леса, корчевка пней, землеройные работы выполнялись вручную. Механизмов почитай не было, недостаточным было и число специалистов. Для повышения квалификации и приобретения специальностей, потребных стройке, проводились бесчисленные курсы ровно на самой стройке, столько и в областном Томске. В июле 1949 года майор был назначен первым патроном перной конторы железнодорожных транспортировок. Под его руководством затеялись работы по сооружению железнодорожного полотна и комплекса сооружений, обеспечивающих железнодорожные транспортировки. Поселок Чекист в годы Великой Отечественной войны был соединен узкоколейкой с железнодорожной станцией «Томск-Грузовая» (Черемошники). По этой стезе вывозились мины, изготавливаемые на машиностроительном заводе, эвакуированном из Харькова. От поселка Чекист в палестину стройплощадки стремительными темпами взялись строиться первые километры узкоколейки. К шабашу 1949 года был сооружен участок от поселка Чекист до поселка Березки, а в 1950 году - до ТЭЦ и лесобиржи в деревне Иглаково. Днем рождения коллектива железнодорожников сообразовывается 7 августа 1949 года, когда в Чекист мотовозом со станции «Томск-Грузовая» привезли первые узкоколейные паровозы серии “ВП-1”. Вскоре пришли три узкоколейных паровоза серии "КЧ-Шкода". В августе 1949 года затеялось движение по узкоколейке протяженностью 14 километров, связавшей станцию Черемошники с жилым поселком «Березки». итого в 1949 году токмо на железной стезе было выгружено почитай 142 тысяч тонн грузов, сделано это было здоровеннее вручную. В начале 1951 года на постройка стало поступать оборудование (в том числе и секретное), индустриальные и продуктовые товары. К средине 1950-х годов удельный вес грузов комбината в совместном объеме транспортировок стал превалирующим. По узкоколейной железнодорожной стезе затеялись транспортировки строительных материалов и оборудования на стройплощадки предбудущих объектов № 1, 10, РМЗ и ТЭЦ. вдруг строились и сдавались в эксплуатацию первые 16 км железнодорожных путей машистой колеи, соединившие строительную площадку со станцией «Томск-2» и сетью железных дорог СССР. В 1951 году прибывают первые паровозы машистой колеи неодинаковых серий, а колея машистой колеи прокладывается до станции «Заводская». В тяжких обстоятельствах ломили железнодорожники. Двухосные вагоны на винтообразном сцеплении без автотормозов, паровозы с их нередкими заправками водой, углем, веским разворотом и чисткой трясинен, отсутствие ремонтной базы для паровозов и вагонов, поганое состояние железнодорожных путей, недостаточная освещенность путей - все это намного усложняло поездную и маневровую работу. С вводом в эксплуатацию заводов СХК затеялись транспортировки спецгрузов. К началу зимы 1949/1950 г.г. - первого года сооружения уже было выстроено и заселено 12 бараков - 24-х комнатных сборно-щитовых общежития и 43 каркасно-щитовых финских дома. совместная площадь возведенного жилья к шабашу 1949 года составила 5885 кв.м. однако жилья все равновелико не хватало. Многие семьи были вырваны снимать жилье в близлежащих поселениях и областном Томске. собственный жилой поселок первостроители амурно окрестили «Березки». Кто знает, зачем собственно эдакое прозвание было избрано? Может, хорошо просматривалась на дрожу реки, возле с сосновым бором небольшая березовая рощица. А может потому, что березка в сознании русского человека век ассоциируется со словом «Родина»… ознаменовал собой зачин формирования кадров предбудущего комбината, удвоение объемов строительных работ, замену руководства сооружения. На смену отозванному А.С. Пономареву в ноябре 1950 года на постройка пришагал свежеиспеченный шеф стройки -подполковник . Создавались последние службы, улучшалась структура управления сооружением. Была заведена в эксплуатацию ЛЭП-35, возникла реконструкция ДОКа, стали выдавать продукцию шлакоблочный и реконструированный кирпичный заводы, раскрутилось постройка конторы служебных производств в составе растворного, бетонного, пенобетонного, арматурного заводов, завода железобетонных изделий и завода силикатного кирпича в Копылове. Продолжалось жилищное постройка. К началу 1951 года жилой фонд поселка подключал 131 дом с всеобщей площадью 19905 кв. м, где проживало 4164 человека. Пуск шлакоблочного и кирпичного заводов позволил в 1950 году приступить в поселке «Березки» к сооружению первых 8- и 12-квартирных каменных домов, однако основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Поселок «Березки» вырастал в соответствии с реалиями возникающих временных поселков у производственных баз в Кузьминке, Полянке, Парусинке и предварительной планировки предбудущего поселка выездной бригадой Ленгипростроя. , в коем зачислили участие представители самого патетичного уровня от всех заинтересованных сторон: Е.П. Славский - министр посредственного машиностроения, А.Н. Комаровский - шеф Главпромстроя, А.И. Гутов - директор Ленгипростроя. Ленгипрострой получил задание в кратковременный срок спроектировать поселок городского субъекта, где 65% должна была составлять 3-4 этажная застройка, 15% - двухэтажная каменная, 10% - усадебная, коттеджная и токмо 10% - двухэтажная деревянная застройка. Было подтверждено согласованное ранее решение о размещении поселка на восход от водозаборного канала, в течении деревни Белобородово. В А.И. Власовым, М.А. меловым, А.И. Сергеевым, А.С. Никущенко. планирования жилого поселка. Она была рассчитана на 35 тысяч обитателей, охватывала территорию 267 га, из коих 30 га отводилось под застройку поселка «Березки» площадью 266,4 тысяч квадратных метров и зданиями культурно-бытового обслуживания. А спустя месяц авторский коллектив представил Генеральный проект застройки, какой уже на десятилетия нашел, какими будут пространственные связи между кварталами, ровно впишутся в жилую постройку объекты соцкультбыта. В 1952 году проект был утвержден правительством и стал Генеральным планом. Поскольку предбудущий город планировался небольшим, то ему отводилась полоса шириной 1-2 километра, узкая рекой и индустриальной полосой. Близость полноводной Томи была использована ленинградскими проектировщиками для воспроизведения в миниатюре лукавый сходства с кровным городом. От запланированных на центральной улице площадей в палестину реки пролегли три бульвара, пересекая набережную и прибрежный парк. зодчие исходили из того, что ограничения полосы не будет, однако в средине 50-х годов проистекло изолирование города от реки. Это бесспорно навило художественно-эстетический урон облику города. Разработчики акцентировали внимание на водных поверхностях, тяготея обратить их в неотъемлимые элементы композиций города. столько, показательно, в районе парка планировалось облагородить заболоченное озеро, предна